Андрей_Обросов
Вторник, 23 Февраля 2010 г. 15:28 (
ссылка)
Взято:http://www.lenta.ru/articles/2010/02/22/motyl1/
"Не везет мне в смерти..."
Скончался Владимир Мотыль
21 февраля 2010 года от пневмонии в возрасте 83 лет скончался режиссер "Белого солнца пустыни" Владимир Мотыль. Режиссера госпитализировали еще 5 февраля - все это время врачи безуспешно боролись за жизнь народного артиста.
Владимир Яковлевич всегда шел против обстоятельств. Отчасти это было связано с тем, что с самого детства у него просто не было другого выбора. Когда ему было всего три года, его отец, слесарь по профессии, был сослан на Соловки за шпионаж против Советской России, где вскоре погиб. Мать, закончившая педагогический институт в Ленинграде, вынуждена была работать в детском доме для детей репрессированных в городе Оса Пермской области.
Занятий в захолустном городке в то время было совсем немного. Именно тогда юный Володя пристрастился к кино - черно-белые ленты о Чапаеве, Максиме Горьком и веселых ребятах завораживали будущего режиссера. Под впечатлением от кино Владимир организовал в школе театральный кружок, в котором вместе со сверстниками ставил спектакли. Деньги на увлечение сына (ребятам нужны были костюмы, декорации) давала из своей скромной зарплаты мать.
Уже тогда Мотыль решил для себя, что станет кинорежиссером - ему нравилось руководить постановкой. Но дорога на Большой экран сыну предателя-шпиона из далекого уездного города была заказана - несмотря на все свои усилия, Владимир так и не смог поступить ни в Институт кинематографии в Москве, ни на Высшие режиссерские курсы. В результате он пошел в Свердловский театральный институт, закончив который стал театральным режиссером. В 27 лет он уже был главным режиссером свердловского ТЮЗа.
Но мечта о кино никуда не делась, и поэтому Владимир Яковлевич оставил достаточно высокую должность в театре, чтобы стать ассистентом на Свердловской киностудии. Наконец настойчивость Мотыля была вознаграждена - он дебютировал с картиной "Дети Памира" (начинающему режиссеру в то время было 36 лет). Эта лента принесла ему признание критиков.
Следующей работой Мотыля стал фильм "Женя, Женечка и "катюша". История рядового Евгения Колышкина, смешная и трагичная, принесла режиссеру народную любовь, а власти за эту картину записали Мотыля в категорию безыдейных режиссеров, что в то время фактически означало отлучение от съемок. И все же спустя два года Мотыля позвали снимать советский вестерн под рабочим названием "Басмачи", позже ставшего известным как "Белое солнце пустыни". Видимо, позвали от безысходности - до этого несколько режиссеров уже успели отказаться от подобного материала.
Есть особый класс шедевров, которые получаются не благодаря удачному стечению обстоятельств, а скорее им наперекор. Именно такая судьба была у "Белого солнца пустыни". С самого начала стало ясно, что съемки будут сложными - в это время все силы советского кинематографа были брошены на создание киноэпопеи "Освобождение". У съемочной бригады не хватало денег, ресурсов, не было даже крана для камеры - мастерить его пришлось непосредственно на площадке из подручных средств.
Популярность "Белого солнца пустыни" сложно переоценить. Например, именно его смотрят перед отправкой на орбиту космонавты. Говорят, что это кино - отличное пособие по операторской работе, и, мол, на примере "Белого солнца пустыни" космонавтам объясняют, как работать с камерой. Может это и так, но вообще-то настоящие добрые традиции в подобных неуклюжих объяснениях не нуждаются.
Да и сам Мотыль не испытывал к этому проекту каких-то особых чувств. В то время он был одержим идеей снять фильм о декабристах, однако подобную довольно неоднозначную историческую тему никак не могли доверить столь неблагонадежному режиссеру, как Владимир Яковлевич. Отчасти из-за безвыходной ситуации он и согласился участвовать в съемках "Басмачей". "Я, прочитав сценарий, тоже отказался. И тогда Чухрай прочистил мне мозги: "Ты нигде не будешь больше работать, только как здесь!" - рассказывал позже сам режиссер.
Полученный фильм не удовлетворил начальство, поэтому Мотыля заставили переснимать многие сцены, менять сюжет. Кроме этого на него повесили вину за дебоши актеров, которые постоянно ввязывались в местных кабаках в драки (кровоточащая бровь Верещагина в сцене на баркасе абсолютно аутентична - ее рассекли ему во время стычки с местными).
В какой-то момент ситуация была такова, что фильм вполне мог и не выйти на экраны, но волей случая лента попала на закрытый показ к Брежневу. Генеральный секретарь пришел в восторг, и это решило судьбу фильма. А что было дальше - уже история.
"Все мои фильмы сняты в состоянии полнейшей свободы", - говорил о своем творчестве Владимир Мотыль. После обласканного наградами "Белого солнца пустыни" Мотылю доверили-таки снимать кино про декабристов - так появилась "Звезда пленительного счастья". Но "состояние полнейшей свободы" в этом фильме возмутило цензоров, поэтому картина на долгих пять лет угодила на полку, а самому режиссеру запретили на это время что-либо снимать. После "звезды" были и еще киноленты, последней из которых стал "Багровый цвет снегопада" - работа над этим фильмом завершилась в 2009 году, незадолго до смерти режиссера.
Владимир Яковлевич прожил долгую и интересную жизнь, полную борьбы. Но бороться стоило - ведь каждый раз, когда Федор Сухов вновь будет идти по песку под ярко-голубым небом Азии, Петруха попросит у Гюльчатай открыть личико, а Верещагин произнесет свое ставшее классическим "за державу обидно", мы будем вспоминать создателя добрым словом.
Андрей Коняев
От себя. Детство окончательно кончилось...
alesadov
Воскресенье, 22 Февраля 2010 г. 01:44 (ссылка)
Умер известный кинорежиссер Владимир Мотыль. Об этом в своем блоге со ссылкой на слова дочери Владимира Яковлевича Ирины
сообщила Татьяна Юмашева.
Автор таких фильмов как "Белое солнце пустыни", "Звезда пленительного счастья", "Женя, Женечка и "катюша" скончался в клинической больнице N67 на 83-м году жизни.
Напомним, пятого февраля Владимир Мотыль был доставлен в 67-ю больницу из дома: у режиссера случился приступ. Чтобы попасть в его квартиру, медики были вынуждены вскрывать дверь. Как выяснилось, Мотыль сам позвонил в "скорую", но к моменту приезда врачей уже был в бессознательном состоянии. После обследования врачи обнаружили у Мотыля перелом шейных отделов позвоночника и пневмонию. Шестого февраля Владимира Яковлевича из отделения травматологии его перевели в реанимацию. Его состояние оценивалось как тяжелое.
Владимир Мотыль народный артист России, советский и российский режиссер театра и кино, сценарист. Первой его кинолентой явились "Дети Памира", снятые в 1963 году на "Таджикфильме". В 1967 году появилась комедия "Женя, Женечка и "катюша" по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Однако народную любовь Владимир Мотыль обрел после приключенческого фильма "Белое солнце пустыни", снятого также при участии Окуджавы. Лента оказалась одной из самых любимых в стране. Традиционно после ее просмотра стартуют в космос экипажи с космодрома Байконур. Многие фразы из кинофильма стали крылатыми.
В 1990 возникло "Радио России" - которое сразу заняло жесткую проельциновскую, антикоммунистическую и антисоветскую позицию.
Сейчас трудно даже представить себе ту степень оголтелости, которая была на этом радио, но особенно мне запомнилось, как одна из журналисток привела к микрофону своего отца, явно очень старого и очень больного человека, и тот плакал в микрофон, говоря о том, что вся его жизнь - он был членом КПСС - была ошибкой и как ему стыдно, что он был коммунистом. Помню чувство неловкости, которое испытал во время этого, неловкости не политической, а просто человеческой.
Задолго до этого, еще "застойное" время, мне попалась "политиздатовская" книжка "Крах идеологической диверсии" о событиях в Чехословакии в 1968 году (по-моему, 1977 года издания) - и там приводился пример, как во времена "пражской весны" радиожурналисты приводили к микрофонам своих родителей, членов КПЧ, и те каялись в своих ошибках.
В общем, ничего нового у нас не происходило, но это просто отступление.
И вот на этом же "Радио России" - в 1990 или в 1991 году, уточнить вряд ли удастся, но точно до августа 1991 года, выступал кинорежиссер Владимир Мотыль и говорил, что он жалеет о том, что снял "Белое солнце пустыни". Как раз шла волна на тему, что-де русские коммунисты совершали преступление перед народами республик СССР, вмешиваясь в их жизнь (тем, что помогали им строить больницы, школы, заводы?), что как прекрасно будет сбросить груз среднеазиатских и иных республик - и тогда начнется настоящая, сытая и привольная жизнь. Ну вот и Владимир Мотыль говорил в том же формате о том, что в фильме отражена порочная идея советского колониализма - и что он, стало быть, жалеет, что поспошествовал пропаганде этого.
А пару лет назад, когда я еще смотрел телик, была какая-то передача на Первом или на РТР - по-моему, к юбилею выхода "Белого солнца" - и все-все-все благодарили режиссера за этот великий фильм, и он сам принимал как должное эти благодарности и рассказывал, какие палки в колеса ему ставила советская цензура, чтобы кастрировать фильм - или вообще не дать ему выйти, но все-таки фильм снять удалось.
И советские космонавты - кроме того, что пописать на колесо автобуса, едущего на стартовую площадку, еще обязательно смотрели этот фильм - он входил в Малый Красный Набор Предстартовых Оберегов.
Были у него другие фильмы, кто-то их любит, я - не очень (музыка в "Звезде пленительного счастья" прекрасная - но это Исаак Шварц все-таки).
А вот "Белое солнце" останется навсегда и для всех. И после смерти Владимира Мотыля. И после нашей смерти.
По бесконечной пустыни будет идти к своей незабвенной Екатерине Матвеевне скромный боец Мировой Революции, рядовой РККА товарищ Сухов - и сражаться по дороге с феодализмом, мракобесием, реакцией и неравноправием женщин.
Спасибо режиссеру Владимиру Мотылю за этот фильм. Прощайте.
Karl_M
Среда, 12 Августа 2009 г. 16:00 (ссылка)
Красноармеец Сухов возвращается домой… гражданская война вот-вот закончится и «наступит всеобщее счастье»…
Первоначальный вариант сценария под рабочим названием «Басмачи» руководство киностудии не устроил. Начали собирать материал и в разговоре с ветераном войны услышали байку о том как, басмач бросил в пустыне во время бегства свой гарем. Эта история и стала началом для нового сценария.
Пробы начались в январе 1968 года. На главную роль красноармейца Сухова пробовались Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Юматов был более известен как актёр, снявшись в 1950—1960-х годах в нескольких героико-приключенческих картинах в главных ролях. К концу 1960-х от героических ролей он начал переходить к характерным и слава его стала несколько блекнуть. Юматов имел репутацию человека склонного к алкоголизму, и мог сорвать съёмки. К сожалению так всё и случилось, через неделю после начала съёмок Юматова обнаружили в состоянии тяжёлого опьянения с лицом сильно пострадавшим после драки. О дальнейших съёмках не могло быть и речи и Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, кандидатуру которого первоначально на пробах отклонили. Актёр оказался не занят и согласился принять участие в съёмках
На роль Саида пробовался Игорь Ледогоров. На роль Верещагина — Ефим Копелян.
Многие из приглашённых на съёмки были непрофессиональными актёрами. Только три жены Абдуллы из девятерых были актрисами.
Галина Лучай (Катерина Матвеевна, супруга Сухова) работала редактором студии «Останкино» и согласилась сыграть роль русской красавицы. Сложно шёл подбор актёра на важную роль второго плана — Петрухи. На неё даже пробовался Савелий Крамаров. В итоге она досталась Николаю Годовикову также непрофессионалу, работавшему слесарем на заводе
Аси_Сяй
Вторник, 24 Июня 2008 г. 14:05 (ссылка)
Любопытные факты о "Белом солнце пустыни"
По традиции, космонавты перед стартом обязательно смотрят этот фильм, кассета с ним есть даже на борту Международной космической станции.
Актёр Павел Луспекаев играл в фильме, не имея ног (на протезах).
Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе — настоящая. Актёр Павел Луспекаев явился на съёмочную площадку с ножевой раной на лице, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной поблизости.
Среди «жён Абдуллы» были только две профессиональные актрисы, остальных играли баскетболистка, научный сотрудник и продавец. Так как после съёмок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жён» пришлось дублировать солдатами.
После того, как Верещагин выбрасывает из окна подпоручика из отряда Абдуллы, тот, отряхнувшись и сев на коня, произносит ставшую знаменитой фразу «Да гранаты у него не той системы». Этой фразы в сценарии не было, она родилась экспромтом.
Тот же подпоручик вместо традиционной шашки носит на поясе катану.
Летом 2008 года в Москве планируется открыть памятник Павлу Верещагину, который станет одновременно и памятником легендарному актёру Павлу Луспекаеву. Заказ на установление памятника поступил из таможенной службы РФ.[1]
Внимательные зрители обнаружили не менее 10 режиссёрских ляпов в картине[2].