
Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ
Завтра в Москве пройдет неформальный саммит СНГ, а 21 мая под председательством премьера РФ Владимира Путина соберутся главы правительств стран содружества. Готовящийся к этой встрече премьер Молдавии ВЛАД ФИЛАТ рассказал корреспонденту “Ъ” ВЛАДИМИРУ СОЛОВЬЕВУ, чего он ждет от общения с российским коллегой. А также заверил, что вместе с господином Путиным он скоро решит проблему долга Приднестровья за российский газ, который уже дорос до $2 млрд.
— Решение и. о. президента Михая Гимпу не ехать в Москву 9 мая спровоцировало скандал. Отражает ли его позиция настрой всего правящего в Молдавии Альянса за европейскую интеграцию (Либерально-демократическая партия Влада Филата входит в этот альянс.— “Ъ”)? Вы как премьер такой подход разделяете?— Мое мнение по этому поводу я высказал публично. Все, что касается даты 9 мая, не следует политизировать. Была война, был самый сложный период, через который прошло человечество, и 65 лет со дня победы над фашизмом — дата, которую нужно отмечать. Я был сторонником того, чтобы наши военные участвовали в параде на Красной площади. Участие в нем и. о. президента не было темой обсуждения. Дискуссии шли по поводу участия в параде наших военных (Михай Гимпу был против их отправки в Москву.—
“Ъ”). Гимпу является и. о. президента, и он принял решение не ехать. Это было его решение. Наша страна будет представлена на параде послом Молдовы в России.
— А вы считаете, что руководитель Молдавии должен стоять 9 мая на Красной площади в Москве? — Я не могу так категорично сказать: должен или не должен. Если бы он принял участие, это было бы для страны неплохо.
— Известно, что в Москве ко всему, что связано с Днем Победы, относятся очень внимательно. Не осложнит ли эта ситуация отношения Кишинева с Москвой? Уже появились сложности с поставками молдавского вина в Россию.— Я бы не рассматривал это в прямой увязке. Я уверен, что не так просто рассматривали в Москве наши дебаты в Кишиневе. Но с другой стороны, я рассчитываю, что отношения между нашими странами будут основываться на конкретных действиях. Я хочу заверить, что все наши договоренности и соглашения — письменные или устные — исполнялись и исполняются. В отношениях с Россией мы движемся вперед.
— За восемь месяцев, что альянс управляет Молдавией, сложилось впечатление, что российское направление в вашей политике просело. В отличие от румынского. И вы, и Гимпу посещали Бухарест, а в Москве не были ни разу. Отчего так?— Об этом нужно спрашивать не только в Кишиневе. Нужно спрашивать и в Москве. Я ездил туда, куда приглашали, и был не только в Бухаресте, а во многих странах, включая США, где у нас прошли хорошие переговоры с хорошими результатами для Молдовы.
— А в Москву, значит, не звали?— Мы не ждем, чтобы нас звали или вызывали. Но я считаю, что такие переговоры (с российским руководством.—
“Ъ”) должны были состояться. Чтобы мы могли поговорить о наших отношениях, о проблемах, которые у нас есть, и о путях решения этих проблем. Думаю, это может случиться 21 мая. Я буду участвовать в заседании совета глав правительств стран СНГ, и там, возможно, получится встретиться и поговорить (с Владимиром Путиным.—
“Ъ”). Если возможности не будет, все равно будем двигаться вперед. У нас есть над чем работать. У нас в программе правительства прописано, что с Россией мы строим отношения на основе стратегического партнерства. Мы бы хотели, чтобы те или иные решения принимались все-таки на основе анализа действий на этом направлении.
— О каких действиях вы говорите? Помню, шла речь о выделении Молдавии российского кредита. Сначала в $500 млн, потом он усох до $150 млн. А теперь эта тема вроде бы и вовсе неактуальна.— На данный момент эта тема исчерпана. Но в ходе последних переговоров с господином Шуваловым (первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.—
“Ъ”) мы говорили уже не о кредитах, а об инвестиционных проектах. Нам нужно, чтобы российский капитал участвовал в нашей экономике.